?

Log in

No account? Create an account
Архобзор [entries|friends|calendar]
Nicola

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ calendar | livejournal calendar ]

Экскурсия. [11 Apr 2012|11:02am]
ГБОУ ДЮЦ "ПРЕСНЯ" в лице меня
открывает сезон пешеходных экскурсий
как водится - в Пасху
вс, 15 апреля, 12.00
БРОННАЯ СЛОБОДА
Место встречи: у выхода со ст. м. "Баррикадная" (наверху, на улице)


Прекрасная возможность погулять по достаточно тихим улицам центра - Малой Никитской, Спиридоновке, Большой и Малой Бронным, - посмотреть то, что скрыто зеленью в разгар пешеходного сезона: готический особняк Леман в Гранатном, усадьбу Михельсона на Малой Никитской, дом МАССОЛИТа на Тверском и другие памятники.
В программе - всё многообразие истории района: от XVI века, чумы и мастеров Оружейной палаты до купцов XIX века и советских новостроек.
Приглашаются все желающие без возрастных ограничений. Участие - бесплатное.
5 comments|post comment

Крым. Полуостров незадолго до Крымской войны. [05 Apr 2012|03:28pm]
Прекрасное от history_of_art и maximus101.
Итальянский художник Карло Боссоли объехал весь Крым в 1840—1842 годах. Результатом его трудов стало издание в 1856 году альбома литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea».

Ялта. Церковь справа до сих пор стоит.
ещё несколько картинCollapse )
3 comments|post comment

Парк в Зарядье на месте гостиницы "Россия". [05 Apr 2012|01:48pm]
Про конкурс на парк в Зарядье на территории бывшей гостиницы "Россия" уже френд-общественность отписалась.
В прессе тоже появились отклики:
"Ну не бывает, чтобы конкурс на важнейшее городское пространство, конкурс по прямому президентскому заданию, проводился без программы, за такие сроки и без победителей. Это так никто не делает никогда. Это все равно как написать в условиях: "уважающие себя архитекторы с признанными творческими достижениями к участию не приглашаются". И если организаторы конкурса не могут написать, что они хотят получить и в каких объемах, где, какие проблемы надо решить, то не надо пенять на участников. Надо организаторов гнать в шею, потому что это не работа, а саботаж".
http://www.kommersant.ru/doc/1901363
"Почему бы не избавиться поскорее от уродливых щитов, загораживающих виды на Кремль и здания вдоль Варварки и не разбить временный парк на пару лет, чтобы посмотреть, а будет ли кто-нибудь ходить в зеленую зону на этом месте? Стоит ли ради этого числа людей тратить гигантские средства (а проект в любом случае будет недешевым)? Публикация существующих предложений на сайте Москомархитектуры демонстрирует неискренность администрации Собянина, которая с готовностью верного пса может выполнить любое пожелание, любой намек кремлевского начальства. Так уже было с очень спорному расширению Москвы, которое привело город к возмутительной для мегаполисов такого уровня ситуации: у нас был плохой генплан, но и тот в один миг обессмыслился".
http://novysvet.tumblr.com/post/20015788256/zarjadje-democracy

Я даже не хотел затрагивать тему, но тут некоторые френды начали хвалить проект № 224668 - с кросс-постингами, ссылками и лайками. Его можно посмотреть на сайте Москомархитектуры:
http://mka.mos.ru/mka/mka.nsf/va_WebPages/2012020101-galleryRus
Что сказать? Генеральная идея - с раскрытием некоторых археологических памятников (как это уже сделано около Третьяковского проезда) - интересная, но всё убивает парковка на 110(!) машин в самом центре города, когда весь мировой опыт показывает, что автомобили в центре - излишество и препятствие для формирования хорошей городской среды. В то время, когда задаются резонные вопросы в духе "как парк привлечёт людей?", авторы проекта делают его изолированным со всех сторон - восстановленной стеной отделяется от набережной, "Нижними торговыми рядами" - от Васильевского спуска, существующей стеной и обширной парковкой - от Китайгородского проезда. Какой-то анклав получается.
Тем временем, потратив часок, на изучение проектов, увидел интересное решение проблемы набережной:
http://gpinfo.mka.mos.ru/rossiya/?id=125731
Правда, в этом проекте предлагется регулярный французский парк - а лучше бы сделать более дикий английский - но связь с набережной и Варваркой действительно нужна, чтобы люди новоявленный парк не избегали.
6 comments|post comment

Башня "Федерация". Пожар. [03 Apr 2012|12:34am]
[ mood | пока не гаснет свет ]


Искры видны?

Пока ехал домой, мне позвонили и сказали, что горит башня "Федерация". Я сделал крюк и сфотографировал это инфернальное зрелище.
Пока шёл к набережной летал вертолёт (а может, их было два), пытался тушить. Потом минут 40 его было не видать. И даже не слыхать.
У самой башни на Красногвардейском проезде какой-то водила сказал, что только что один чиновник по радио отчитался, что пожар потушен. В это время "Федерация" горела особенно бойко, сыпя искрами и какими-то материалами.
27 comments|post comment

Балаклава зимой. Вдоль по набережной. [26 Mar 2012|12:00pm]

В английском языке есть вполне себе нарицательное существительное balaclava. Впервые я увидел его, читая "Гарри Поттера".
"Hagrid's face was entirely hidden by a woolly, snow-covered balaclava..."
"...his balaclava perched on top of his shaggy black head..."
"All right, Harry?" - he said, pulling up the balaclava"
И это только в одной книге. В других частях это слово тоже встречалось. Balaclava означает "маска, закрывающая низ лица". Явное напоминание о холодах.
Само слово сохранилось в английском языке благодаря долгой памяти английских солдат, лагерь которых во время Крымской войны середины XIX века был разбит в пригороде Севастополя, который носит это знаменитое имя - Балаклава, - и выделяется защищённой гаванью, куда корабли приноровились заходить ещё задолго до Крымской кампании.
Этот город заинтересовал меня тогда, когда мой кузен, житель Ялты, попыхивая сигаретой на своём балконе с видом на Чёрное море, сказал, что вот старость он хотел бы встретить в Балаклаве. Я не поверил своим ушам. До этого я знал (секретные сведения), что Балаклава - это база подводных лодок, море там не море, а бухта, да к тому же - с соляркой в воде... ну и прочий индастриал.
Поэтому, как только предоставилась первая возможность, я поспешил провести в Balaclava хотя бы один день.
Balaclava встретила нас, наверное, как и подобает. Мы сразу же услышали английскую речь, увидели ограниченное со всех сторон море, старую крепость и русскую классику в виде памятника А.И. Куприну.
4 comments|post comment

Минск. Кальварийское клабище. [21 Mar 2012|12:21pm]
Одной из целей пребывания в Минске был осмотр тех немногих мест, которые сохранились ещё с досоветской эпохи. А поскольку храмы и ратуша в центре известны среди туристов очень широко, хотелось посмотреть что-то менее популярное.
В воскресенье на город лёг туман, а мы отправились на станцию метро "Пушкинская", к Кальварийскому кладбищу. Не из-за желания пошастать между могилами, но из-за любви к истории. К тому же лично я до тех пор на католических кладбищах не бывал ни разу.

Кальварийское кладбище - самое старое из сохранившихся в Минске. Есть версия, что захоронения на этом месте ведутся уже более 600 лет. Однако официально временем основания кладбища называют 1830-е гг., время русско-польской войны (национально-освободительного движения 1830-1831 гг.), когда число польского населения Минска начало значительно сокращаться. Несмотря на это, самые старые захоронения Кальварийского клабища - сплошь польские.
Своё название Кальвария получила от латинского слова calva - череп. Это то же самое, что по-гречески Голгофа - место, где распяли Христа.

Поэтому неслучайно вход на кладбище так жутковато декорирован - череп над гробом, на который наложены скрещённые лопаты, венки, знамёна.
ещё фотографииCollapse )
2 comments|post comment

Реконструкция московских вокзалов. [20 Mar 2012|07:36pm]

"В Москве предложены проекты реконструкции и модернизации вокзальных комплексов. В настоящее время проектные планы находятся в процессе доработки и утверждения, однако в целом направление преобразования вокзалов вполне определено."
http://www.the-village.ru/village/city/public-space/112143-vokzali
"Акцент... сделан на развитии торгово-развлекательной инфраструктуры".
http://www.argumenti.ru/gorodm/n329/160759
за цитаты и картинки спасибо enoden, _iga, lepestriny
4 comments|post comment

Бурятия. Танхой. Порт и паромная переправа. [31 Jan 2012|04:12pm]
..А ещё никак не доходили руки рассказать про Байкал, который случился почти два года назад. Фотографии оттуда всё быстрее cкрываются под грузом новых, и пока не исчезли из поля зрения совсем, постараюсь их использовать, сдобрив несколькими ретро-снимками. Для затравки - такая вот плёночная фотография, сделанная дизайнером Иваном Колгановым как раз во время наших вылазок.

"Мы пришли сегодня в порт" или "В нашу гавань заходили корабли"
Байкал – такое место, к которому подходит английское слово touristy (популярный среди туристов, переполненный). В Слюдянке летом – огромное количество людей с рюкзаками, которые водители маршруток до Иркутска предлагают небрежно бросать на верхний багажник. Да что там с рюкзаками – люди из Москвы едут на поезде с собственными велосипедами. На вокзале в Иркутске можно встретить энтузиастов со всей России – тут и молодые искатели приключений в гогочущих компаниях, и целые семьи с бородатыми отцами во главе. На специальном поезде «Байкал» из Петербурга приезжают иностранцы.
Даже в посёлке Танхой, на первый взгляд, ничем не примечательным в цепочке байкальских железнодорожных станций с красивыми названиями (Муравей, Ореховая падь, Мангутай и т.д.), иностранцы время от времени появлялись. И появляются до сих пор.
Впрочем, это неудивительно, ведь в посёлке находится штаб-квартира живописнейшего Байкальского заповедника. Ну а кроме того – Байкал, железная дорога со станцией и налаженный быт для жизни тысячи человек. Именно столько там и проживает.
Но главное отличие Танхоя от других станций с красивыми названиями (Мамай, Выдрино, Утулик и т.д.) в том, что там есть порт.
Да и какой!
Взгляните на ретро-карточку. Вот он, этот порт.

Сейчас он несколько видоизменился, но историческая мощь всё же присутствует.

На старой фотографии изображён красавец «Байкал», паром, построенный специально для транспортировки железнодорожных составов с другого берега «священного моря».
Дело в том, что южная сторона Байкала, вокруг которой планировалось ещё в царские времена провести железную дорогу, хотя и считается одним из красивейших мест на земле, для строителей Транссибирской магистрали стала настоящим проклятием. Горный рельеф заставлял тянуть рельсы по самой кромке озера – между холодными водами и нависшими над ними утёсами. Было очевидно, что строительство Кругобайкальского участка, составлявшего всего-то 1/13 длины всей магистрали, растянется на несколько лет. Между тем, незаконченная перемычка парализовывала движение по всей трассе. Тогда куратор строительства всем известный С.Ю. Витте подал идею об устройстве паромной переправы. Английской фирме «Армстронг» был заказан паром-ледокол.
продолжение истории и 20 фотоCollapse )
12 comments|post comment

"Яма, которую мы потеряли." [27 Jan 2012|02:53am]
Вот вы любите читать Гиляровского? Про Москву и москвичей или, там, про Москву газетную? Я очень люблю, и очень радуюсь, когда нахожу продолжателей его дела. Иногда френды постарше пишут что-нибудь интересное о Москве 30-40-летней давности, про те времена, которые я ещё не застал.
Из расказов друзей я узнал про пивбар "Ладья", она же - "Яма", а a_dedushkin её для меня визуализировал. У него даже специальный тэг есть про это заведение.
А я в продолжение темы нашёл старый материал из любимого журнала "Столица".

Яма. На Пушкинской. Помните? То-то. Нет теперь больше Ямы. Она теперь умерла и стала, как известно, гигиенически правильным рестораном «Испанский погребок». Но пока Яма была жива... Пока она была жива, через нее чередой прошли «два ли не три последних поколения москвичей вообще и московской интеллигенции в частности. Какое было время? Восемью кружками пива просто опохмелялись. Десятью — разогревались. Богатыри! Не мы! Замерев в священном трепете, редакция постановила: да! Яма! И главный редактор Мостовщиков немедленно заказал про Яму материал своему опытному папе, текст-директору Мостовщикову. Папа написал.
Оригинальный текст воспоминаний Мостовщикова-папыCollapse )

Но нежный литератор и модный журналист, член редколлегии «Столицы» Валерий Панюшкин сказал, что так нельзя. «Твой папа, — сказал Валерий главному редактору, — описал внешнюю сторону дела. Но главное в человеке не внешность, а внутренности». «Ну тогда сам и пиши!» — обиделся за папу главный редактор. И нежный литератор Валерий Панюшкин взял папин материал, сходил туда, где раньше была Яма. И вот написал...
(Текст воспоминаний Панюшкина доступен в интернетах, а я приведу лишь отрывок из него, для затравки.)
Последний раз я посещал Яму в компании своего университетского профессора в день рождения моего сына. «Поздравляю, — сказал профессор. — Ты будешь молодой, он будет молодой, вместе будете в Яме пиво пить».
Дорогой профессор, спасибо, что вы иногда платили за мое пиво, но предсказание не сбылось. Мой сын еще слишком мал, чтобы пить пиво, а Ямы уже нет. Вернее, есть, но узнать ее еще труднее, чем меня. Я стал модным журналистом, Яма — «Испанским погребком». Только вы, профессор, так и остались профессором, но... Йельского университета.
17 comments|post comment

Перспективный портал в модерне и ар деко. [17 Jan 2012|03:06pm]
Те, кто был в Нижнем Новгороде, знают, какая там замечательная архитектура модерна. Ей даже целая книга посвящена.
Но я думаю немногие замечали вот этот своеобразный памятник.

Комплекс зданий купца Я.Е. Башкирова, 1902-1905 гг.

Строение это имеет в плане форму креста и перекрыто полуциркульными сводами. С улицы главный фасад не виден - туда выходит торец здания, который выделяют элиптичные округлые линии, которые подчёркивают абрис покрытия.
Однако самый запоминающийся элемент композиции - это въедной портал (на фото). Он выполнен в виде перспективной аркады (убывающих по размеру арок) с крупными выгнутыми лепестками, которые напоминают ракушку, распространённый мотив как архитектуры Нового времени (например, в барокко и рококо), так и гораздо более архаичной архитектуры Востока (например, синагога в Хоразине).
Сама идея перспективного портала позаимствована у европейской средневековой архитектуры. Ещё в романском стиле входы соборов приобрели оформление в виде расположенных одна за другой и уменьшающихся арок, опирающихся на пристенные колонны (вот тут всякие красоты на эту тему). После этого они географически перекочевали в русскую архитектуру, а хронологически - в готику.
В ХХ веке перспективный портал из модерна переместился в ар деко.
Вот, например, он украшает небоскрёб американской компании Shell в Сан-Франциско.

В советском ар деко перпективная аркада была использована Николаем Ладовским, чтобы также подчеркнуть ощущение глубины. Ладовский сделал ее основой композиции в наземном павильоне станции метро "Красные ворота".

По мысли автора, такой портал показывает тоннель метро в перспективе и тем самым подготавливает посетителя к поездке на подземке.
Наземный вестибюль "Красных ворот" архитектурно перекликается с расположенным на другом конце Мясницкой улицы вестибюлем станции "Лубянка", построенным Д.Фридманом и И.Ловейко в том же 1935 году.

"Эффект ракушки" здесь достигается за счёт выгнутого раструба наподобие того, какой был выполнен в нижегородском здании, с которого мы начали.
В следующий раз - о прямоугольном портале.
10 comments|post comment

Ар Деко в московском метро. [03 Jan 2012|05:21pm]

8 января в 12.00 - очередная зимняя экскурсия по метро от ГОУ ДЮЦ "Пресня".
Называется "Ар деко в московском метро".
Стиль ар деко, который господствовал в европейском и американском искусстве между двумя мировыми войнами, ещё называли "джаз-модерном". А джаз, как известно, - "музыка толстых". Так и стиль ар деко с его стремлением к роскоши и техническому прогрессу можно назвать "стилем толстых".
В СССР в 1930-е годы он нашёл себя в самых знаковых постройках того времени - Дворце Советов, Сельскохозяйственной выставке, ансамблях главных московских улиц и площадей, а также в оформлении вестибюлей и станций первой и особенно второй очередей метро.
Отсюда и выбор маршрута - станции Сокольнической и Замоскворецкой линий: от "Парка культуры" до "Красносельской" и от "Театральной" до "Аэропорта". Выход на поверхность тоже запланирован.

8 января в 12.00
Место встречи: станция "Парк культуры"-радиальная.
Продолжительность ~2 часа.
Подробнее место встречи укажу в письме. Если собираетесь придти - сообщите, пожалуйста, до 6 января (включительно) о своём участии на moscowite(sobaka)gmail.com
Число мест ограничено, чтобы не толкаться, т.к. метро всё таки.
Участие бесплатное.

В связи с большим количеством участников
ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ ЗАКРЫТА
6 comments|post comment

Уходящий 2011-й. [30 Dec 2011|01:23pm]
Люблю подводить всяческие итоги, но на них как всегда нет ни времени, ни сил.
Поэтому об уходящем 2011-м за меня скажут фотографии.
А чтобы в канун праздника соблюсти какую-никакую торжественность - пусть это будут фотографии Насти smisl_ylibacca. Сам я в этом году фотографировал много, даже чересчур, но мои снимки чисто информативны, а вот настины, смею полагать, имеют ещё и эстетическую ценность. Думаю, это лучший пост, который можно опубликовать перед началом затяжных каникул. Для неспешного и ненапряжного просмотра.




Таким было 1 января 2011 года в городе-герое Севастополе.
Крым зимой - сказка. Как и ожидалось, гораздо лучше. чем летом.
тем временем в Москве...Collapse )


Об этих городах, как и о многом другом, что было запечатлено на фотографиях 2011 года, надеюсь, успею рассказать в следующем году.

А вам, дорогие друзья, желаю в будущем году как можно больше новых идей и чтобы на их осуществление всегда хватало времени и сил.
Надеюсь, небо будет синим, солнце ярким, зима снежной, лето без дыма, леса и парки без новых утрат, а памятники архитектуры - без разрушений.
С Новым годом!

5 comments|post comment

Зима. Усадьба Сенницы. [29 Dec 2011|12:25pm]
Для создания зимнего настроения решил поворошить альбомы 2010-2011 гг., и попались мне не опубликованные тут фотографии Сенниц.
Поэтому пост будет об этой полузаброшенной, но необделенной вниманием местных инвесторов усадьбы, которая находится на юге Озёрского района Московской области.



Совершенно неожиданно в уходящем году попался план владения со всеми постройками - работа одного из студентов факультета архитектуры Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова (см. второй проект по ссылке). Несмотря на все технические нелепости (где-то несоблюдение масштаба, где-то - перспективы), этот план помогает понять, как была устроена усадьба.
Но сначала - совсем коротенько об истории этого места.
Сенницы чуть ли не с XVI века...Collapse )
11 comments|post comment

"Парк культуры". До весны. [19 Dec 2011|08:51pm]
Пост о затянувшемся ремонте станции "Парк культуры" Кольцевой линии лежал "в столе" до объявления новой точной даты открытия. Теперь стало известно - 30 марта.
Как говорит департамент траспорта, «закрытие связано с необходимостью замены эскалаторов, технический срок эксплуатации которых, подошел к концу. Первоначально «Парк культуры» кольцевая должна была открыться 28 декабря 2011 года, однако из-за переноса сроков поставки эскалаторного оборудования Санкт-Петербургским заводом «ЭЛЭС» открытие станции отложено». (спасибо lepestriny за ссылку на обсуждение в ру_метро)
Красота.

Вот почти на моих глазах угрохали НИИ "Электропривод". При этом последние эффективные менеджеры, запилив интститут, который занимался в т.ч. обслуживанием АЭС, дальше стали торговать апельсинами. Ведь главное ж - прибыля.
Теперь, когда в Москве каждый год переоборудуются станции третьей и четвертой очереди метро внезапно! оказывается, что заводов по производству глубоких эскалаторов у нас в России - одна штука. Поэтому ремонт станции продлевают на 3 месяца. Замечательно выглядит сам сюжет с закрытием станции заранее при неполной готовности к ремонту. Единственная полезная функция, которая есть у чиновников - это координация деятельности нескольких сторон. А тут просто какой-то адский непрофессионализм.
А я второй год по утрам как минимум полсеместра буду пользоваться переполненной "Лубянкой".
post comment

Снесли ДК "Октябрь". [20 Nov 2011|03:00am]
"Касса за углом"

Июнь 2011


Ноябрь 2011


"Приехал префект и зампрефекта, выставили мощнейшее оцепление полицаев по всему кварталу перекрыв все подходы/проезды. Выставили оттуда всех включая директора, и никого не подпускали. Некоторых замели..."
Ход сноса - здесь:
http://wlad11.livejournal.com/91357.html
Здесь можно посмотреть результат:
http://sontucio.livejournal.com/463991.html
Хроника борьбы:
http://wlad11.livejournal.com/90505.html
После пожара в конце октября здание вполне можно было восстановить. Единственный сохранившийся деревянный ДК в Москве. Был. Писали, что люди отсюда уходили на фронт во время войны.
post comment

Театр советской/российской армии. Изнутри и снаружи. [17 Nov 2011|11:12am]
Суворовская пл., 2
1934-1940, арх. К. Алабян и В. Симбирцев

Замечательная картинка есть в журнале "Техника молодёжи" (1940. № 2) - Центральный театр Красной армии изнутри:

Особенно понравился танковый въезд.
Текстовый комментарий поясняет:
"В театре полным голосом будут звучать произведения величайших мастеров мировой драматургии и пьесы советских драматургов.
Высота сценической коробки, считая от пола сцены до колосников, откуда спускаются подвешенные на тросах декорации, равна 34 метрам. В такой коробке свободно уместилось бы большое, восьмиэтажное здание.
С обеих сторон сцены расположены просторные боковые помещения. Площадь каждого из них составляет 350 квадратных метров. Это так называемые карманы. Они служат для подготовки объемных декораций. Здесь можно готовить для выхода на сцену «линкор», «бронепоезд» и пр. Для этой же цели может быть использована и задняя сцена. Таким образом, имеется возможность готовить оформление сразу для трех различных действий. А в угловых помещениях, находящихся между карманами и задней сценой, можно хранить оформление на 3—4 спектакля текущего репертуара."

Театр советской армии - один из характерных памятников сталинской архитектуры.

Центральный театр Российской армии. 1996 г.
фото с сайта eto-moskva.ru

Некоторые искусствоведы и историки считают это здание знаковым, видя в нём отход от "стиля 1930-х гг." и начало сталинского ампира. В любом случае, задумка грандиозная, выполненная к тому же далеко не последними в иерархии того времени архитекторами (депутатом Верховного Совета СССР академиком архитектуры К.С. Алабяном, которому помогал В.Н. Симбнрцев). Традиционно - как это случается со знаковыми сооружениями - в постройке театра нашли отражение сразу несколько аспектов, характерных для имперского по сути сталинского государства.
1. "Армия - вечная любовь империи, она орудие завоеваний, она и образец для общества" (это фраза из статьи Евгения Анисимова).
...Collapse )
2. Искусство - орудие пропаганды.
...Collapse )
3. Театральность - вообще характерная черта того времени.
...Collapse )
4. Гигантомания.
...Collapse )
5. Город - священное место с собственной символикой.
...Collapse )
6. Архитектура сталинской поры, безусловно, имела собственный язык символов, куда, без сомнения, вписался и Театр Красной армии.
...Collapse )
19 comments|post comment

Streamline / Стримлайн. [13 Nov 2011|02:26am]
Стримлайн. Эта стилистика (внутри стиля - ар деко) больше имеет отношение к промдизайну, чем к архитектуре. Большие серьезные книжки (не википедия) причисляют к нему в большей степени малые арх. формы (автозаправки, кафе) и из крупных объектов - зданий 5 (одно конторское, одна фабрика и еще несколько). Все эти сооружения - второй половины 1930-х годов (большинство - 1937 года). Определяют их не только характерные формы, но и особая работа с материалом, который выступает в большинстве проектов как "не-архитектурный", я бы сказала, "дизайнерский" (очень блестящий, не фактурный, с преобладанием металлических "молдингов", стеклянных лент, керамики, даже пластика, чем более гладкая поверхность - тем лучше). Да, в советской архитектуре этого не было и быть не могло - во-первых, потому что во второй половине 1930-х у нас строилось что-то совсем другое, во-вторых - мы при всем желании не могли построить что-то в подобном материале и с таким качеством поверхности.
Что касается проекта Олтаржевского (Даниловский универмаг Мосторга), то он - вполне культурный проект в духе европейского смягченного функционализма (коммерческий вариант, приближающийся к ар деко) конца 20 - нач. 30-х. Примеры-аналоги - Париж, Почтовая служба изд.дома Hachette, арх.Jean Demaret, 1931 еще пример, правда более поздний - Инженерный колледж в Париже, арх. J. Chollet и J-B Mathon, 1936.

взято отсюда
2 comments|post comment

Возможный прототип мавзолея Ленина. [12 Nov 2011|02:15pm]
Недавно прочитал у dmitrij_sergeev выдержку из книги Ольги Зиновьевой "Символы сталинской Москвы" (М, 2009, с.50):
"Идея мумифицировать умершего и выставить его для поклонения и обозрения сама по себе была крайним выражением авангардизма и революционного головокружения от успехов. Мечты о преобразовании мира, межпланетных перелетах, усилия, направленные на превращение обезьян в человека, опыты Павлова с собаками - это приметы эпохи утопических начинаний. Время экспериментов достигло своего апогея, и, наконец, последний эксперимент в виде нетленного тела В.И. Ленина был положен на алтарь революции и авангардного искусства. В этом эксперименте участвовал один из главных и, наверное, самых известных во всем мире советских архитекторов-авангардистов - Константин Степанович Мельников, который проектировал первый саркофаг."
А далее - комментарий автора журнала, с которым я полностью согласен:
"Казалось бы, сталинская идея превратить Ленина в мощи и устроить к ним всенародное поклонение - архаичнее не бывает. Если уж и искать аналогии, то с вполне традицонными вещами, от христианского поклонения мощам до первобытных культов мертвых. Тем паче, что автор в предыдущем абзаце египетские пирамиды поминает, описывая мавзолей."
Действительно, какой тут авангард??!
А вот, кстати, к вопросу о том, откуда вылупился щусевский зиккурат:

Н.Я. Колли. Проект крематория в Москве. 1919
38 comments|post comment

Шехтель. Павильон Туркестана. UPD [12 Nov 2011|01:42pm]

Павильон Туркестана, оказавшийся впоследствии одним из интереснейших на кустарно-промышленной выставке 1923 г., был отдан для проектировки Шехтелю, так как тот считался «знатоком истории и быта края». В правом крыле должны были располагаться экспонаты из Хивы и Бухары. Павильон был построен в стиле мечети Шейхантаур. Вся внутренняя часть держалась на колоннах в стиле мечети мавзолея Шахи-Зинда. Предполагалось, что внешняя и внутренняя роспись павильона будет произведена артелью художников-туркестанцев.
5 comments|post comment

Павловский Посад. Руины кинотеатра. [06 Nov 2011|04:19pm]
Павловский Посад, ул. Ленина, 9
1915

Вчера, идя с romodin по Павловскому посаду, увидели протяжённый фасад на ул. Ленина, прикрытый строительной сеткой и рекламным брезентом с информацией о местном святом Василиb Грязнове. При взгляде на очертания однооэтажного здания мне почему-то вспомнился кинотеатр "Форум" в Москве, и я подумал, что в данном случае это, видимо, тоже кинотеатр. Теперь по приезде домой, читая историю Павловского Посада, предположение своё подтвердил.
За аляповатой маскировкой прячется бывший кинотеатр "Вулкан", построенный, как и московский "Форум", в начале ХХ века в неоклассической стилистике.

Павловский Посад. Кинотеатр "Вулкан" (бывш. "Мир")
фото с pavpos.com

Ничем не выделявшийся скромный фельдшер построил этот - уже не первый в городе - синематограф. Звали фельдшера Михаил Лейкин, он служил в городской больнице, а жил на Рождественской улице возле старообрядческой церкви. С 1915 года новый синематограф на Царской улице уже работал. Кроме кино на сцене в здании синематографа представляли спектакли и концерты.
3 comments|post comment

navigation
[ viewing | 40 entries back ]
[ go | earlier/later ]