art deco

Экскурсия.

ГБОУ ДЮЦ "ПРЕСНЯ" в лице меня
открывает сезон пешеходных экскурсий
как водится - в Пасху
вс, 15 апреля, 12.00
БРОННАЯ СЛОБОДА
Место встречи: у выхода со ст. м. "Баррикадная" (наверху, на улице)


Прекрасная возможность погулять по достаточно тихим улицам центра - Малой Никитской, Спиридоновке, Большой и Малой Бронным, - посмотреть то, что скрыто зеленью в разгар пешеходного сезона: готический особняк Леман в Гранатном, усадьбу Михельсона на Малой Никитской, дом МАССОЛИТа на Тверском и другие памятники.
В программе - всё многообразие истории района: от XVI века, чумы и мастеров Оружейной палаты до купцов XIX века и советских новостроек.
Приглашаются все желающие без возрастных ограничений. Участие - бесплатное.
art deco

Крым. Полуостров незадолго до Крымской войны.

Прекрасное от history_of_art и maximus101.
Итальянский художник Карло Боссоли объехал весь Крым в 1840—1842 годах. Результатом его трудов стало издание в 1856 году альбома литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea».

Ялта. Церковь справа до сих пор стоит.
Collapse )
art deco

Парк в Зарядье на месте гостиницы "Россия".

Про конкурс на парк в Зарядье на территории бывшей гостиницы "Россия" уже френд-общественность отписалась.
В прессе тоже появились отклики:
"Ну не бывает, чтобы конкурс на важнейшее городское пространство, конкурс по прямому президентскому заданию, проводился без программы, за такие сроки и без победителей. Это так никто не делает никогда. Это все равно как написать в условиях: "уважающие себя архитекторы с признанными творческими достижениями к участию не приглашаются". И если организаторы конкурса не могут написать, что они хотят получить и в каких объемах, где, какие проблемы надо решить, то не надо пенять на участников. Надо организаторов гнать в шею, потому что это не работа, а саботаж".
http://www.kommersant.ru/doc/1901363
"Почему бы не избавиться поскорее от уродливых щитов, загораживающих виды на Кремль и здания вдоль Варварки и не разбить временный парк на пару лет, чтобы посмотреть, а будет ли кто-нибудь ходить в зеленую зону на этом месте? Стоит ли ради этого числа людей тратить гигантские средства (а проект в любом случае будет недешевым)? Публикация существующих предложений на сайте Москомархитектуры демонстрирует неискренность администрации Собянина, которая с готовностью верного пса может выполнить любое пожелание, любой намек кремлевского начальства. Так уже было с очень спорному расширению Москвы, которое привело город к возмутительной для мегаполисов такого уровня ситуации: у нас был плохой генплан, но и тот в один миг обессмыслился".
http://novysvet.tumblr.com/post/20015788256/zarjadje-democracy

Я даже не хотел затрагивать тему, но тут некоторые френды начали хвалить проект № 224668 - с кросс-постингами, ссылками и лайками. Его можно посмотреть на сайте Москомархитектуры:
http://mka.mos.ru/mka/mka.nsf/va_WebPages/2012020101-galleryRus
Что сказать? Генеральная идея - с раскрытием некоторых археологических памятников (как это уже сделано около Третьяковского проезда) - интересная, но всё убивает парковка на 110(!) машин в самом центре города, когда весь мировой опыт показывает, что автомобили в центре - излишество и препятствие для формирования хорошей городской среды. В то время, когда задаются резонные вопросы в духе "как парк привлечёт людей?", авторы проекта делают его изолированным со всех сторон - восстановленной стеной отделяется от набережной, "Нижними торговыми рядами" - от Васильевского спуска, существующей стеной и обширной парковкой - от Китайгородского проезда. Какой-то анклав получается.
Тем временем, потратив часок, на изучение проектов, увидел интересное решение проблемы набережной:
http://gpinfo.mka.mos.ru/rossiya/?id=125731
Правда, в этом проекте предлагется регулярный французский парк - а лучше бы сделать более дикий английский - но связь с набережной и Варваркой действительно нужна, чтобы люди новоявленный парк не избегали.
art deco

Башня "Федерация". Пожар.


Искры видны?

Пока ехал домой, мне позвонили и сказали, что горит башня "Федерация". Я сделал крюк и сфотографировал это инфернальное зрелище.
Пока шёл к набережной летал вертолёт (а может, их было два), пытался тушить. Потом минут 40 его было не видать. И даже не слыхать.
У самой башни на Красногвардейском проезде какой-то водила сказал, что только что один чиновник по радио отчитался, что пожар потушен. В это время "Федерация" горела особенно бойко, сыпя искрами и какими-то материалами.

Collapse )
  • Current Music
    пока горит свечааа
  • Tags
    ,
art deco

Балаклава зимой. Вдоль по набережной.


В английском языке есть вполне себе нарицательное существительное balaclava. Впервые я увидел его, читая "Гарри Поттера".
"Hagrid's face was entirely hidden by a woolly, snow-covered balaclava..."
"...his balaclava perched on top of his shaggy black head..."
"All right, Harry?" - he said, pulling up the balaclava"
И это только в одной книге. В других частях это слово тоже встречалось. Balaclava означает "маска, закрывающая низ лица". Явное напоминание о холодах.
Само слово сохранилось в английском языке благодаря долгой памяти английских солдат, лагерь которых во время Крымской войны середины XIX века был разбит в пригороде Севастополя, который носит это знаменитое имя - Балаклава, - и выделяется защищённой гаванью, куда корабли приноровились заходить ещё задолго до Крымской кампании.
Этот город заинтересовал меня тогда, когда мой кузен, житель Ялты, попыхивая сигаретой на своём балконе с видом на Чёрное море, сказал, что вот старость он хотел бы встретить в Балаклаве. Я не поверил своим ушам. До этого я знал (секретные сведения), что Балаклава - это база подводных лодок, море там не море, а бухта, да к тому же - с соляркой в воде... ну и прочий индастриал.
Поэтому, как только предоставилась первая возможность, я поспешил провести в Balaclava хотя бы один день.
Balaclava встретила нас, наверное, как и подобает. Мы сразу же услышали английскую речь, увидели ограниченное со всех сторон море, старую крепость и русскую классику в виде памятника А.И. Куприну.
Collapse )
art deco

Минск. Кальварийское клабище.

Одной из целей пребывания в Минске был осмотр тех немногих мест, которые сохранились ещё с досоветской эпохи. А поскольку храмы и ратуша в центре известны среди туристов очень широко, хотелось посмотреть что-то менее популярное.
В воскресенье на город лёг туман, а мы отправились на станцию метро "Пушкинская", к Кальварийскому кладбищу. Не из-за желания пошастать между могилами, но из-за любви к истории. К тому же лично я до тех пор на католических кладбищах не бывал ни разу.

Кальварийское кладбище - самое старое из сохранившихся в Минске. Есть версия, что захоронения на этом месте ведутся уже более 600 лет. Однако официально временем основания кладбища называют 1830-е гг., время русско-польской войны (национально-освободительного движения 1830-1831 гг.), когда число польского населения Минска начало значительно сокращаться. Несмотря на это, самые старые захоронения Кальварийского клабища - сплошь польские.
Своё название Кальвария получила от латинского слова calva - череп. Это то же самое, что по-гречески Голгофа - место, где распяли Христа.

Поэтому неслучайно вход на кладбище так жутковато декорирован - череп над гробом, на который наложены скрещённые лопаты, венки, знамёна.
Collapse )
art deco

Реконструкция московских вокзалов.


"В Москве предложены проекты реконструкции и модернизации вокзальных комплексов. В настоящее время проектные планы находятся в процессе доработки и утверждения, однако в целом направление преобразования вокзалов вполне определено."
http://www.the-village.ru/village/city/public-space/112143-vokzali
"Акцент... сделан на развитии торгово-развлекательной инфраструктуры".
http://www.argumenti.ru/gorodm/n329/160759
за цитаты и картинки спасибо enoden, _iga, lepestriny
art deco

Бурятия. Танхой. Порт и паромная переправа.

..А ещё никак не доходили руки рассказать про Байкал, который случился почти два года назад. Фотографии оттуда всё быстрее cкрываются под грузом новых, и пока не исчезли из поля зрения совсем, постараюсь их использовать, сдобрив несколькими ретро-снимками. Для затравки - такая вот плёночная фотография, сделанная дизайнером Иваном Колгановым как раз во время наших вылазок.

"Мы пришли сегодня в порт" или "В нашу гавань заходили корабли"
Байкал – такое место, к которому подходит английское слово touristy (популярный среди туристов, переполненный). В Слюдянке летом – огромное количество людей с рюкзаками, которые водители маршруток до Иркутска предлагают небрежно бросать на верхний багажник. Да что там с рюкзаками – люди из Москвы едут на поезде с собственными велосипедами. На вокзале в Иркутске можно встретить энтузиастов со всей России – тут и молодые искатели приключений в гогочущих компаниях, и целые семьи с бородатыми отцами во главе. На специальном поезде «Байкал» из Петербурга приезжают иностранцы.
Даже в посёлке Танхой, на первый взгляд, ничем не примечательным в цепочке байкальских железнодорожных станций с красивыми названиями (Муравей, Ореховая падь, Мангутай и т.д.), иностранцы время от времени появлялись. И появляются до сих пор.
Впрочем, это неудивительно, ведь в посёлке находится штаб-квартира живописнейшего Байкальского заповедника. Ну а кроме того – Байкал, железная дорога со станцией и налаженный быт для жизни тысячи человек. Именно столько там и проживает.
Но главное отличие Танхоя от других станций с красивыми названиями (Мамай, Выдрино, Утулик и т.д.) в том, что там есть порт.
Да и какой!
Взгляните на ретро-карточку. Вот он, этот порт.

Сейчас он несколько видоизменился, но историческая мощь всё же присутствует.

На старой фотографии изображён красавец «Байкал», паром, построенный специально для транспортировки железнодорожных составов с другого берега «священного моря».
Дело в том, что южная сторона Байкала, вокруг которой планировалось ещё в царские времена провести железную дорогу, хотя и считается одним из красивейших мест на земле, для строителей Транссибирской магистрали стала настоящим проклятием. Горный рельеф заставлял тянуть рельсы по самой кромке озера – между холодными водами и нависшими над ними утёсами. Было очевидно, что строительство Кругобайкальского участка, составлявшего всего-то 1/13 длины всей магистрали, растянется на несколько лет. Между тем, незаконченная перемычка парализовывала движение по всей трассе. Тогда куратор строительства всем известный С.Ю. Витте подал идею об устройстве паромной переправы. Английской фирме «Армстронг» был заказан паром-ледокол.
Collapse )
predartdeco

"Яма, которую мы потеряли."

Вот вы любите читать Гиляровского? Про Москву и москвичей или, там, про Москву газетную? Я очень люблю, и очень радуюсь, когда нахожу продолжателей его дела. Иногда френды постарше пишут что-нибудь интересное о Москве 30-40-летней давности, про те времена, которые я ещё не застал.
Из расказов друзей я узнал про пивбар "Ладья", она же - "Яма", а a_dedushkin её для меня визуализировал. У него даже специальный тэг есть про это заведение.
А я в продолжение темы нашёл старый материал из любимого журнала "Столица".

Яма. На Пушкинской. Помните? То-то. Нет теперь больше Ямы. Она теперь умерла и стала, как известно, гигиенически правильным рестораном «Испанский погребок». Но пока Яма была жива... Пока она была жива, через нее чередой прошли «два ли не три последних поколения москвичей вообще и московской интеллигенции в частности. Какое было время? Восемью кружками пива просто опохмелялись. Десятью — разогревались. Богатыри! Не мы! Замерев в священном трепете, редакция постановила: да! Яма! И главный редактор Мостовщиков немедленно заказал про Яму материал своему опытному папе, текст-директору Мостовщикову. Папа написал.
Collapse )

Но нежный литератор и модный журналист, член редколлегии «Столицы» Валерий Панюшкин сказал, что так нельзя. «Твой папа, — сказал Валерий главному редактору, — описал внешнюю сторону дела. Но главное в человеке не внешность, а внутренности». «Ну тогда сам и пиши!» — обиделся за папу главный редактор. И нежный литератор Валерий Панюшкин взял папин материал, сходил туда, где раньше была Яма. И вот написал...
(Текст воспоминаний Панюшкина доступен в интернетах, а я приведу лишь отрывок из него, для затравки.)
Последний раз я посещал Яму в компании своего университетского профессора в день рождения моего сына. «Поздравляю, — сказал профессор. — Ты будешь молодой, он будет молодой, вместе будете в Яме пиво пить».
Дорогой профессор, спасибо, что вы иногда платили за мое пиво, но предсказание не сбылось. Мой сын еще слишком мал, чтобы пить пиво, а Ямы уже нет. Вернее, есть, но узнать ее еще труднее, чем меня. Я стал модным журналистом, Яма — «Испанским погребком». Только вы, профессор, так и остались профессором, но... Йельского университета.
art deco

Перспективный портал в модерне и ар деко.

Те, кто был в Нижнем Новгороде, знают, какая там замечательная архитектура модерна. Ей даже целая книга посвящена.
Но я думаю немногие замечали вот этот своеобразный памятник.

Комплекс зданий купца Я.Е. Башкирова, 1902-1905 гг.

Строение это имеет в плане форму креста и перекрыто полуциркульными сводами. С улицы главный фасад не виден - туда выходит торец здания, который выделяют элиптичные округлые линии, которые подчёркивают абрис покрытия.
Однако самый запоминающийся элемент композиции - это въедной портал (на фото). Он выполнен в виде перспективной аркады (убывающих по размеру арок) с крупными выгнутыми лепестками, которые напоминают ракушку, распространённый мотив как архитектуры Нового времени (например, в барокко и рококо), так и гораздо более архаичной архитектуры Востока (например, синагога в Хоразине).
Сама идея перспективного портала позаимствована у европейской средневековой архитектуры. Ещё в романском стиле входы соборов приобрели оформление в виде расположенных одна за другой и уменьшающихся арок, опирающихся на пристенные колонны (вот тут всякие красоты на эту тему). После этого они географически перекочевали в русскую архитектуру, а хронологически - в готику.
В ХХ веке перспективный портал из модерна переместился в ар деко.
Вот, например, он украшает небоскрёб американской компании Shell в Сан-Франциско.
Collapse )

В советском ар деко перпективная аркада была использована Николаем Ладовским, чтобы также подчеркнуть ощущение глубины. Ладовский сделал ее основой композиции в наземном павильоне станции метро "Красные ворота".

По мысли автора, такой портал показывает тоннель метро в перспективе и тем самым подготавливает посетителя к поездке на подземке.
Наземный вестибюль "Красных ворот" архитектурно перекликается с расположенным на другом конце Мясницкой улицы вестибюлем станции "Лубянка", построенным Д.Фридманом и И.Ловейко в том же 1935 году.

"Эффект ракушки" здесь достигается за счёт выгнутого раструба наподобие того, какой был выполнен в нижегородском здании, с которого мы начали.
В следующий раз - о прямоугольном портале.