?

Log in

No account? Create an account
Архобзор [entries|friends|calendar]
Nicola

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ calendar | livejournal calendar ]

Церковь Чуда Архангела Михаила на подворье Михайло-Архангельского монастыря [16 Sep 2012|09:32pm]
ул. Красная Пресня, 46
1914-1918 гг., арх. И.П. Машков


Этот пост должен был быть небольшим дополнением к прекрасному фотоэкскурсу уважаемого paulkuz про Краснопресненский универмаг, но я с удивлением обнаружил, что пост Павла ещё июльский, а я так и не опубликовал свою реплику...

Понятное дело, здание Краснопресненского Мосторга, работа конструктивистов братьев Веснинных - сейчас самая знаменитая постройка на площади Пресненской заставы и одна из самых примечательных на улице Красная Пресня. Известна его история, в интернете есть множество его снимков. К сожалению, ни на каких старых фотографиях, даже если поискать на oldmos.ru, нельзя рассмотреть соседнее здание под номером 46, которое и сейчас бросается в глаза своей нестандартной архитектурой, вызывая недоумение у прохожих. Зажатое между конструктивистским универмагом и доходным домом в стиле рационального модерна, оно напоминает бывшую церковь.

Так оно и есть - это быший храм Чуда Архангела Михаила на подворье Михайло-Архангельского монастыря Уфимской епархии, которому принадлежал и соседний доходный дом. Храм строился в 1914-1918 гг. и был освящён, если верить С.К. Романюку, осенью 1918 г., то есть уже при советской власти. Если монастырский доходный дом чрезвычайно сдержан по своей архитектуре (о модерне напоминает только облицовка "кабанчиком"), то изначальное оформление храма нам пока неизвестно. По проекту и по современному остову, во всяком случае, можно судить, что он был выполнен в неорусском стиле.

Архитектор И.П. Машков построил храм с колокольней в северном новгородско-псковском стиле со скупым орнаментом и, по-видимому, майоликовыми панно над входом и тремя большими арочными окнами, прорезавшими всю центраьную часть здания. Остатки треугольной ниши главного панно до сих пор видны под позднейшими наслоениями штукатурки.
29 comments|post comment

Неоклассические виллы и дачи Симеиза. [15 Sep 2012|10:25am]
Как и обещал в предыдущем посте, продолжаю рассказ про Симеиз.

Симеиз - название греческое (которе можно перевести как признак, знак или примета). Топонимика многих мест Крыма связана с греческим языком, а в XIX веке, как раз во время строительства усадеб, вилл и царских резиденций, весь полуостров исторически и метафизически начинает восприниматься как Русская Эллада. Ведь с присоединением Крыма Российская империя обретает собственную античность! И конечно, это не могло не отразиться в местной архитектуре. Ещё в 1835 г. в Алупке М.С. Воронцова строится Чайный домик, имевший облик греческого храма. В 1844 г. в Севастополе заканчивается строительство православного храма святых Петра и Павла, выполненного в подчеркнуто античном стиле. Православная церковь напоминает афинский храм Тесея - с портиками наподобие базилик и 48 колоннами. С тех пор увлечение классикой становится одной из важнейших особенностей архитектуры дореволюционного Крыма. А время строительства усадеб в Симеизе совпадет с новой волной классицизма в столицах во второй половине 1900-х - начале 1910-х гг.

Неоклассика была одним из увлечений самого известного архитектора Крыма Николая Петровича Краснова (1864 - 1939). Он известен, прежде всего, строительством неоренессансного Ливадийского дворца, который знают во всем мире благодаря Черчиллю-Рузвельту-Сталину. В Симеизе Краснов построил в классическом стиле виллу статского советника Н.С. Свиягина.

На переднем плане - дача Свиягина, выполненная в стилистике неоклассицизма.
Здесь и далее - современные фото smisl_ylibacca

Получился удивительной красоты дворец: с южной стороны территорию виллы окружают отвесные стены скалы Панеа, а несколькими десятками метров ниже - уже море. Характерно для неоклассицизма начала ХХ века, что одновременно с античной темой в оформлении здесь отсутствует традиционная симметрия и торжествует полная свобода композиции. Во двор выходит открытая колоннада с крышей-террассой. А за колоннами прячется большой круглый зал с прямоугольными окнами, который является центром всего здания. От здания дачи в сторону моря, на границе владений, была построена крытая галерея, украшенная ионическими колоннами.
4 comments|post comment

Симеиз. [08 Sep 2012|02:55am]
Раз уж наступила осень, и пришло время постов на тему "вспоминаю лето" или "грущу по лету", самое время вспомнить о тех местах, которые с детства многим о лете напоминают. Где-то попадалась статистика, что около 142 % россиян, не считая жителей приморских областей и Санкт-Петербурга, впервые видят море в Крыму, и уж, конечно, многие из них бывали в каком-нибудь из крупных городов-курортов - Алуште, Евпатории или Ялте. Но Крым летом - это не только несомненные плюсы (девушки, купания, тёплые ночи, арбузы-дыни, инжир), но и существенные минусы (нестерпимая жара, толпы народа, завышенные цены), которые сильно тормозят краеведческий порыв, заставляя всё больше времени посвящать плюсам, а не изучать историю и быт селений-курортов. Поэтому для краеведческих набегов и элегических прогулок лучше всего подходит Крым зимний.
И так уж сложилось, что во всём Крыму мне особенно дороги два места - село Межводное на западном берегу и посёлок Симеиз на южном. Межводное - радость ностальгическая, а Симеиз - эстетическая. И давно уже настало время показать и рассказать, чем же этот посёлок так хорош, хотя я знаю, что кое-кто из френдов знаком с ним непонаслышке.

фото smisl_ylibacca
Симеиз зимой, несомненно, лучше, чем летом, несмотря на нехватку традиционных сезонных радостей.

Описывать географические особенности, наверное, нет смысла. В Симеизе есть море и скалы, и горы нависают над ним, хотя местные путеводители не преминут сказать, что "природа щедро наделила Симеиз уникальными объектами естественного зодчества" (после чего обычно идёт стандартный перечень: скала Дива, гора Кошка, холм Панеа и "скальная группа" Лебединое крыло). Но не только Симеизу, но и всему южному побережью с природными красотами повезло. Другое дело, как их оформить, как уместно применить "искусственное" зодчество.

Путеводители сообщают, что в Симеизе "более 300 оригинальных ступенчатых лестниц". Внушающая цифра, особенно если учесть, что в темное время суток большая часть посёлка почти не освещается.

Беда Крыма в изобилии дешево построенных дорогих шалманов и карточных домиков, которые возводятся специально "под туриста", а зимой разбираются или пустуют, выглядят при этом особенно убого. Поэтому взгляд ищет чего-нибудь капитального, изюмистого, исторического - что-нибудь из XIX- начала ХХ в. Тогда южный берег стал вотчиной богатых землевладельцев, которые начали массовое строительство вилл и дач "как на Ривьере". В Симеизе владельцы большей части земель братья Мальцовы начали продажу курортных участков в 1902 году. К концу 1900-х все участки были распроданы, и буквально за месяцы на них появились виллы, дачи и пансионы, которые бросаются в глаза до сих пор.
Время строительства вилл и дач Симеиза - расцвет неоклассицизма в столицах. Поэтому некоторые из них выполнены в классическом и даже ампирном стиле. Но в то же время архитекторы не забывали о других традиционных для Крыма мотивах - восточном с отсылкой ко временам Крыского ханства и "романтическом", который обращался либо к европейской истории, либо ко всё ещё популярному в те времена стилю модерн.

Три стиля старорежимного Симеиза: классика, представленная безрукой статуей, романтизм в виде замка под терраконтовой крышей и ориентализм, тоска по востоку с зубцами и куполами.

В дальнейших постах я кратко напишу про каждый из трёх стилей с зимними фотографиями бывших вилл. Многие из них теперь - корпуса санаториев. Спасибо Советскому союзу за такую общедоступность, конечно, но жаль, что перепрофилирование фешенебельных дач обернулось в некоторых случаях в итоге полной утратой интерьеров.
7 comments|post comment

Зельев переулок. [03 Sep 2012|12:32am]

В тему к дождливой погоде - вот это граффити около одной из московских школ.
Такой вот симпатичный Сергей Есенин.
2 comments|post comment

Советские архитекторы и больница в Нью-Йорке. [20 Aug 2012|11:21am]
В посте про возможные прототипы здания МИД я уже упоминал о Нью-Йоркской больнице (New York Hospital - Cornell Medical Center). По мнению Марии Кирнан, его объём мог вдохновить Гельфрейха и Минкуса. Определённое сходство, конечно есть, но 1930-е гг. тему Нью-Йоркской больницы в своих проектах более явно разрабатывали другие архитекторы.
Например, Каро Алабян, бывавший в командировках в США, предложил такой проект комбината "Известий":

К. Алабян. Проект комбината "Известий". 1940

А коллектив авторов, разрабатывавших проект дома НКТП в Москве творчески переработал больницу, но знакомые черты, тем не менее, бросаютсяв глаза:

Конкурсный проект дома НКТП. Авторы: Гунгер, Долишлак, Гурский

Ни первый, ни второй проект впоследствии реализованы не были.
1 comment|post comment

200 лет 1812 году. [14 Aug 2012|06:28pm]
В августе будут две экскурсии в рамках нашей программы "Адрес - Москва" (бывшего) ГОУ ДЮЦ "Пресня", а потом, наверное, это дело оставим.
Первая - завтра. Тема: "200 лет 1812 году"

Б.М. Кустодиев. Московская гостиная

1812-й - это не только война, но и год рождения А.И. Герцена. В то время появилось поколение, которое сформировало русскую общественную мысль: в 1809 г. родился Гоголь, в 1811 г. - Белинский, в 1812 г. - Герцен, в 1813 г. - Огарёв, в 1814 г. - Бакунин. Многие из них жили и часто бывали в переулках Арабата и Пречистенки, в тех местах, которые ещё один местный житель П.А. Кропоткин назвал "сен-жерменским подворьем".
Итак, завтра - об активизме XIX в., а также - пожар 1812 года, Александр I и Николай I, отражение исторического контекста в Храме Христа Спасителя, история создания "Войны и мира", Кондратий Рылеев и другие декабристы, кружок Станкевича, западники и славянофилы, Герцен, Бакунин, Кропоткин. Усадьбы декабристов, дома Герцена, Аксаковых, Кропоткина, примеры послепожарной застройки и храмы, которые помнят вторжение Наполеона. "Дом Муму" тоже будет.
Начало в 19.00 на ст.м. "Кропоткинская" в начале Гоголевского бульвара.
Окончание примерно в 21.30 в районе "Парка Культуры".
Бесплатно, да.
4 comments|post comment

Транспортные суеверия. [07 Aug 2012|02:52pm]
Вчера в коммуните moya_moskva уважаемый _iga опубликовал важную информацию о слушаниях по проекту так называемой Северо-Западной Хорды.
Мало того, что это очередная "магистраль" в пределах города, очередной временный (пробки не заставят себя долго ждать) подарок автомобилистам, это ещё и значительное ухудшение городской среды вокруг:
На территории ЗАО эта хорда напрямую затронет улицы Крылатская, Ярцевская, Ельнинская, Молодогвардейская, Боженко, Кубинка, маршала Неделина, Витебская, Дорогобужская, Вяземская, Сколковское шоссе и прилегающие участки.
Ширина магистрали составит от 7 до 10 полос и пройдёт по живым участкам округа.
Фактически жители получат под окнами эквивалент МКАД и ТТК в одном флаконе.
Жители Щукино, Хорошёво-Мневники, Большой Академический уже высказались против такого "счастья".
Тем не менее, власти торопятся провести слушания по хорде до окончания сезона отпусков и получить "согласие", нагнав на слушания работников управы.
Нормальные жители могут им в этом помешать, придя на слушания и проголосовав против проекта хорды.
Есть даже альтернативное предложение: вместо хорды провести трамвай.
Читать полностью...

Естественно, в комментариях пояились автолюбители со своими пещерными теориями. Особенно одна мадам поражает широтой кругозора (кстати, всегда вылезает в комментах в защиту автопользования). Вот из последних мудрых мыслей:
"светофоры уменьшают пропускную способность магистралей и увеличивают пробки. пешеходам, конечно же, надо строить подземные и надземные переходы, это вопрос безопасности и удобства"
Или:
"какой трамвай? для чего трамвай, а машины как будут ездить, по трамвайным путям?"
Таких автолюбительские бредни - отнюдь не рекость. Вот в случайном посте про пешеходные переходы - те же грабли:
"Половину пробок в Москве делают светофоры"
Или:
"[подземный переход] лучше надземного. Чисто психологически приятно сначала спускаться, а потом подниматься. А зеебры и светофоры - доп.пробки"
Конечно, можно посмеяться над узостью мышления таких аналитиков. Их представления укладываются в видение мира, обусловленное автомобилем, многолетними привычками и как бы комфортом личного транспорта. Типичные "узкие специалисты" отмирающей эпохи техницизма. В подобный набор суеверий входят другие популярные в автосреде "постулаты": "чтобы не было пробок - нужно больше автодорог", "от газонов одна грязь, занимают место для парковки", "забота городских властей - обеспечение автовладельца парковками", "трамваи и троллейбусы устарели, загромождают улицу" (этнографический материал собран при помощи lepestriny).
Можно было бы смеяться над этим легко опровергаемым (в том числе передовой градостроительной практикой) бредом, если бы наши чиновники не принадлежали к этой секте.
А они делают почти всё, чтобы угодить автопользователям.
Самый яркий пример таких реверансов в сторону водителей-частников - деятельность самозванного "эксперта" Шумского, члена Общественно-консультативного совета по проблемам функционирования и развития транспортного комплекса города Москвы. Человек на зарплате у движения «Наши», чьи статьи проверяет Кристина Потупчик, непонятным образом затесался в эксперты. Он не постеснялся архаичные мысли вынести на огромные биллборды, которые летом заполнили город. Рекламируют созданный Шумским проект "Пробок.нет".
Блестящий анализ стратегий "эксперта" Шумского дан на портале "Партизанинг" в статье с говорящим названием "Ухудшайзинг". На всякий случай отрывки копирую сюда.

Четыре способа организовать город неудобный для людей.
Способ первый: построить эстакаду, разрушив несколько жилых домов, спилив десяток деревьев и загнав людей под землю. К сведению, урбанисты еще в середине прошлого века подсчитали, что массовое строительство новых дорог не улучшает, а наоборот ухудшает их пропускную способность.
Способ второй: расширить дороги, по всей видимости, за счет тротуаров, выделенных полос для общественного транспорта, велодорожек и газонов.
Способы третий и четвертый: разрешить машинам выезжать на встречку и разворачиваться через сплошную, а также убрать все светофоры, чтобы ускорить движение. Пешеходов лучше не спрашивать.
Печально, что Шумского многие журналисты действительно считают экспертом (не проверяя инфу, слепо веря рекламе и бодрому названию конторы, видимо), спрашивают об актуальных проблемах развития городского транспорта. В результате тиражируется общественно вредная информация, а водительские фантазии и стереотипы продолжают жить в головах, разливаясь по блогам многочисленными комментариями.

P.S.
Да, про светофор, тоже давно всё известно. Даже эксперименты проводились:
http://lepestriny.livejournal.com/1430944.html
P.P.S.
Тема транпорта нынче актуалная, и если вы ей действительно интересуетесь - хорошие мысли по этому поводу можно встретить в упоминавшихся журналах и комментариях _iga и lepestriny, а также в публикациях
на сайте "Новый свет", который пока (надеюсь, временно) прекратил свою работу, но доступны архивы, и в них есть много полезного.
4 comments|post comment

Москва. Доходный дом Садомовых. [20 Jul 2012|05:36pm]
Нижняя Красносельская ул., 23
1914, арх. В.К. Олтаржевский

На Нижней Красносельской - помимо замечательной ампирной Покровской церкви - внимание всегда приковывает доходный дом под номером 23. Лапидарная архитектура заставила бы задуматься о дате постройки, если бы не редкие "излишества", напоминающие об увлечении романтизмом в 1910-е гг.: рыцарский герб и рустованные колонны, оформляющие вход в единственный подъезд. Вся поверхность фасада, кстати, тоже обработана рустом, имитирующим крупную кладку.

Не будь этих декоративных элементов, можно было бы подумать, что дом строили во второй половине 1920-х гг., когда средством выразительности служили конструктивные особенности здания и сама композиция - важную роль в этом доме играют два симметричных эркера и межэтажные горизонтальные тяги.
6 comments|post comment

"Дом Ростовых" на Поварской. [29 Jun 2012|12:16pm]
Мне кажется, что усадьба Соллогубов (Боде-Колычевых) на Поварской - лучший пример виллы Палладио в черте Москвы. Ведь у этого итальянского гения времён Ренессанса виллы были не просто парадными дворцами местных землевладельцев, но и важными хозяйственными сооружениями, включавшими в себя многочисленные помещения служб и места для складов урожая: на второй этаж главного дома обычно ссыпалось на хранение зерно.

Усадьба на Поварской выходит на улицу тоже многочисленными хозяйственными постройками, которые как бы "обнимают" главный дом с шестиколонным портиком и образуют широкий внутренний двор, курдонёр.
Слева и справа на главном доме - ещё два портика, подчеркивающие симметричную композицию фасада.

Четыре колонны разнесены в стороны и раскрывают трехчастную композицию с арочной нишей. Для пущего сходства с "Палладием" хочется думать, что это бывшее серлианское окно, но старые фотографии показывают, что это изначально была ниша. При этом можно увидеть, что восточная сторона гланого здания неоднократно переделывалась. В XIX в. всё пространство между колоннами было сплошь застеклено и напоминало, скорее, веранду или зимний сад. Наверное, это изменеияе было связано с пристройкой домового храма как раз с той стороны дома.
post comment

Генплан реконструкции Москвы 1935 г. и вопросы транспорта. [27 Jun 2012|03:47pm]
Москва до сих пор во многом живёт по лекалам Генерального плана реконструкции 1935 г. Несмотря на то, что он был реализован не полностью, план всё-таки значительно отразился на нашей современности: это основные проспекты, высотные доминанты, оформление набережных и в том числе - транспортные вопросы.

Магистраль
Сталинский генеральный план вводит в городское планирование внеуличное понятие «магистраль». Городской улице противопоставляются транспортные термины «магистраль» и «шоссе», которые всегда встречаются, когда речь заходит о самых крупных улицах столицы: «Ансамбли и магистрали социалистической Москвы», «Реконструкция московских магистралей», «Магистраль Всехсвятское-ЗиС», реконструкции Можайского шоссе, Калужского, шоссе Энтузиастов.

К проблеме общественного транспорта, за исключением метро, журнал «Архитектура СССР», писавший о реконструкции московских улиц и часто касавшийся градостроительства, практически не обращался. Лишь эпизодически этот аспект поднимался в отдельных статьях. Из специальных исследований можно выделить только публикации "Транспорт и планировка городов" (Архитектура СССР. 1938. № 5) и "К вопросу о транспортной проблеме г. Москвы" (Архитектура СССР. 1940. № 2)

Транспорт
В плане развития транспортной инфраструктуры Генплан 1935 г. предлагал западное решение проблемы. И развитие московского транспорта продолжается по тем же постулатам, которые были приняты в 1935 г. Во-первых, это расширение улиц. Во-вторых, по мере роста дорожного движения, перекрестки должны были развязываться на разных уровнях: предполагалось строительство тоннелей и эстакад. Также важным фактором улучшения дорожного движения считалось правильное распределение по городу автостоянок. (Замятин А. Реконструкция московских магистралей // Архитектура СССР. 1938. № 8. С. 13) Более радикальные методы предполагали реорганизацию перекрестков, которые признавались «одной из главных помех для бесперебойного движения автомобилей». (Кобзарь С.Г. Внутригородской транспорт Москвы // Строительство Москвы. 1935. № 11. С. 15)
16 comments|post comment

Центральный дом Аэрофлота. Проект Д.Н. Чечулина. [26 Jun 2012|12:50pm]
1934, арх. Д.Н. Чечулин

В 1934 г. весь Советский Союз следил за драматической судьбой экипажа ледокола «Челюскин», дрейфовавшего на льдине после гибели судна в Чукотском море. Летом того же года Москва торжественно встречала челюскинцев и спасших их лётчиков, которые первыми были удостоены звания Героев Советского Союза.
Новые традиции социалистической жизни требовали увековечивания этого подвига в монументальных формах. Один из вариантов предложил архитектор Дмитрий Чечулин, проектировавший тогда Дом Аэрофлота. Здание Аэрофлота планировалось как памятник героической советской авиации. Отсюда – традиционное для ар деко сочетание современности и декоративности: «аэродинамическая» форма высотного корпуса и скульптурные фигуры героев-летчиков: А. Ляпидевского, С. Леваневского, В. Молокова, Н. Каманина, И. Слепнева, И. Водопьянова, И. Доронина – увенчивавших семь ажурных арок, повернутых перепендикулярно главному фасаду и составлявших своеобразный портал.

Дом Аэрофлота предполагалось построить на площади Белорусского вокзала, там, где ул. Горького (Тверская) превращается в Ленинградский проспект. Площадь, завершающая парадную улицу трактовалась по тематике как пункт связи столицы СССР с заграницей. Соответственно, она должна была получить богатое архитектурное оформление. Растянутый по горизонтали, Белорусский вокзал такой доминантой стать не мог, поэтому потребовалось такое сооружение, которое подчиняло бы себе все окружающие площадь здания.
1 comment|post comment

Москва. Дом работников СНК РСФР [24 Jun 2012|06:27pm]
Садовое кольцо, Новинский бульвар, 25, корпус «А»
1934 архит. С. П. Леонтович


Один из "гвоздей программы" в рамках экскурсии "Совтеская архитектура 1930-х гг." - жилой дом работников СНК РСФСР на Новинском бульваре.
Сейчас он лищён оригинальной окраски и почти не заметен с Садового кольца, однако частые посетители Дома Наркомфина или американского посольства должны хорошо знать это здание.

изображения сохранияются в большем разрешении

Этот дом в 1935 г., сразу после его постройки, несмотря на ряд крупных переделок во время строительства, выделяли как «один из положительных примеров решения внешней архитектуры жилого дома».
Во-первых, импонировало отсутствие «графичности» архитектурной композиции, т.е. здание несравненно выразительнее при восприятии в трехмерном реальном пространстве нежели в графическом изображении или в печати.
Во-вторых, отсутствие схематизма и в решении объемной композиции, и в обработке поверхности. При этом достигался развернутый характер композиции: 1) три П-образно расположенных объёма; 2) членение по вертикали на 3 художественно-конструктивных звена: несущее (1 и 2 эт.), несомое (2-5 эт.) и венчающее (развитой карниз); 3) применение двух фронтонов для усиления венчающего звена. Взаимоотношение этих трёх частей строго логично и дает четкую легко читаемую структуру семи рядам окон. При том, что сами окна архитектурно никак не оформлялись, за исключением последнего этажа.
Ещё один плюс – тщательно выполненные строительные работы: например, искусственные русты первых двух этажей, выполненные в виде лепнины из цемента и каменно-угольной крошки, дают иллюзию намеренно грубо обработанного, для выражения большей монументальности, камня.
Неслучайно здание даже было помещено на обложку журнала "Строительство Москвы" в № 1 за 1935 г.
post comment

Экскурсии про 1812. [18 Jun 2012|10:18pm]

20 июня (среда) 19.00 - МОСКВА В 1812 ГОДУ
Откуда наступали и как распространялись по городу войска Наполеона?
Где кто квартировал? Зачем сожгли Вдовий дом? Куда Л.Н. Толстой селил
персонажей "Войны и мира"? Как застраивали послепожарную Москву? - в
ходе прогулки ответы на эти и другие вопросы, обозрение памятников
архитектуры, запомнивших 1812 год. Творчество О.И. Бове, Д.И. Жилярди,
М.И. Казакова.
Место встречи: на выходе у м. Баррикадная

Пользуясь случаем, даю ссылку на замечательные посты pechexodа о Москве 1812 года.
post comment

Советский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке. 1939 год [17 Jun 2012|08:54pm]
В Москве, в парке искусств "Музеон", гордо стоит безносая статуя И.В. Сталина. Выполненный в розовом граните, советский вождь твердо ступает по советской земле. Этот скульптурный портрет каноничен: подобные монументы, выполненные скульптором С.Д. Меркуровым, разной величины можно было видеть в московском метро (станция "ЗиС"/"Автозаводская"), на площади Механизации ВСХВ, как украшение аванпорта канала Москва-Волга и даже напротив здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
Однако именно этот, на сегодняшний день безносый, Сталин некогда украшал интерьеры советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке. Вот о ней мне бы и хотелось сказать несколько слов.
1939 год выдался важным для формирования культа личности Сталина. Неидейных памятников становилось всё меньше, а тема вождя в искусстве – господствующей. Важным этапом развития сталинского соцреализма стала Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, отктрытая наконец-то в 1939 г. и призванная показать зрителям триумфальную победу коллективизации и колхозного строя в СССР. Кратко ВСХВ можно охарактеризовать «городом чудес»: это был идеальный островок цветущей и прекрасной земли, прообраз «светлого коммунистического завтра».
1939 год завершался 60-летним юбилеем Сталина, поэтому славили вождя не только в искусстве. «Великий теоретик и стратег коммунизма», «Великий машинист локомотива истории», «Сталин – это Ленин сегодня», «Учитель и друг человечества» - вот темы основных статей и докладов той эпохи.

Важной вехой в международных отношениях и позиционировании СССР за рубежом стала Всемирная выставка в Нью-Йорке, где советский павильон был призван показать блага жизни в стране победившего социализма. Его архитектурное оформление доверили Борису Иофану, который добился успеха в 1937 г., произведя фурор на Парижской выставке динамичным павильоном, увенчанным мухинскими "Рабочим и колхозницей".
В Нью-Йорке Иофан продолжил свою любимую на тот момент архитектурную тему - сочетание архитектурного объёма с гигантской венчающей его статуей. Однако трактовка здесь получилась совсем иной, нежели в Париже. Сама форма участка, доставшегося СССР подсказывала идею круглого плана. Но чтобы сделать здание раскрытым к публике Иофан разорвал кольцо (диаметром 78 м) на ширину 25 м. Получилась своеобразная подкова.
9 comments|post comment

Экскурсии по Пресне. [05 Jun 2012|03:59am]
6 июня наш ГБОУ ДЮЦ "Пресня" представит очередные летние истории из жизни нашего района в XIX - начале ХХ века в экскурсии
ФАБРИКАНТЫ ПРОХОРОВЫ И ИХ СОСЕДИ

Непарадная Красная Пресня между одноименной улицей и Москвой-рекой, та территория, которую идавна зовут Три горы. Помимо Прохоровской/Трёхгорной мануфактуры в маршруте поучаствуют дореволюционные образовательные учреждения, два храма, доходные дома и особняки. Дореволюционная окраина Москвы, о которой Пушкин писал возлюбленным в альбомы и где будущие академики, братья Вавиловы бегали среди кустов кизила в отцовском саду. Называли местность по-разному: Новое Вагаьково, Псарьки, Средняя Пресня. Жизнь здесь в конце XIX в. кипела вокруг промышленных предприятий - огромной Прохоровской мануфактуры, и нескольких фабрик поменьше, среди которых больше всех известна мебельная фабрика капиталиста-революционера Н.П. Шмита. Важными центрами стали и храмы, которые сохранились по сей день. Один из-за своего расположения поражал величием внешним - раньше был виден из ближайшего Подмосковья, второй изнутри был отделан под руководством, и как говорят, непсредственном участии В.М. Васнецова.
Вот это благолепие и будем смотреть.
Место встречи: ГБОУ ДЮЦ «Пресня» (м. Краснопресненская; Глубокий пер., д. 7 http://maps.yandex.ru/?um=Jr6qkYKxEMwXwT8WIGBrRcGeXWNvYi8B&l=map )

творческие планы и ВНИМАНИЕ! измененияCollapse )
18 comments|post comment

Ночь музеев. Музеон. Советские памятники. [25 May 2012|02:41am]
В "Ночь музеев" провёл экскурсию в Парке искусств "Музеон". Рассматривали советскую монументальную скульптуру. Самые одиозные личности: Сталин, Дзержинский, Свердлов и другие.
Самому очень понравились бюсты Ленина и Маркса, которые стояли раньше на Белорусском вокзале. Их автор - фактически единственный скульптор-портретист Сталина - С.Д. Меркуров. Вы, кстати, знали, что этот художник был двоюродным братом философа-мистика Г.И. Гурджиева?



Перед экскурсией коллеги из "Музеона" запустили отличный рекламный ролик с девизом "Меньше всего нужны мне твои камбэки".
post comment

Крохино. [03 May 2012|09:01pm]
Несколько лет назад шли мы на теплоходе "Кржижановский" из Питера в Москву, и пока мы с приятелем решали, как поступить с кошельком, найденным на вехрней палубе, мимо нашего корабля медленно проплыла разрушенная церковь.
Друг успел выхватить камеру и заснять живописные руины. Когда его снимок я поместил среди своих на Яндекс.Фотки, тут же образовалось несколько тысяч просмотров. Но думаю, мало кто из заглянувших тогда знал историю этой церкви.

Теперь сообщения об этом храме я нет-нет да и вижу в ленте в постах товарища wlad11.
Вот и теперь на майские он съездил в Крохино и привёз оттуда интересный репортаж. Всем рекомендую!
Историю этого примечательного места читайте у него же - вот тут.
1 comment|post comment

Москва в девяностые. Будни и праздники. [02 May 2012|02:45pm]
Мне интересно, узнает ли кто-нибудь, где были сделаны снимки ниже. Это Москва, год, кажется 1996-й. Москва находится в процессе масштабных реконструкций и перестроек в канун 850-летия города.
Наравне с новой Манежной площадью, Храмом Христа-Спасителя, памятником Петру I в столице появляются и такие штуки. Причем, в самом центре.



Это Красная площадь, а строения в национальных стилях - временные. Просто в 1996 г. в Москве проходил Всемирный фестиваль циркового искусства, и более подходящего места в тесной Москве для огромного шапито, видимо, не нашлось.
Читаешь прессу того времени поражаешься размаху: "В Москву чудо цирковой техники доставили 16 огромных грузовиков. Установили 6 опорных мачт высотой 18 метров и натянули 3 шатра: для зрительского фойе, для репетиций и основной на 3 тысячи мест. Специальная комиссия разрешила достать из брусчатки Красной площади 412 кирпичей, чтобы дать возможность все это хорошенько укрепить. Декорации для церемонии открытия заказали модному художнику Борису Краснову. Он выстроил 13 огромных павильонов, показывающих, что цирк был всегда и везде. Тут и египетские пирамиды, и бухарские мечети, и китайские пагоды, и греческие портики, Рим, Версаль, рыцарский замок и, конечно, русский терем. У каждого павильона -- арена, где во время церемонии открытия одновременно работали артисты всех цирковых жанров".[1]
17 comments|post comment

Москва. Передвижка домов. Саввинское подворье. [01 May 2012|05:53pm]
Как известно, московская Тверская улица радикально изменила свой облик во второй половине 1930-х гг. Вернее, ей его изменили. Типично московскую уютную улицу с разновременной застройкой советские архитекторы превратили в широкую автомагистраль с посредственными многоэтажными домами. По чётной стороне улицы остались, однако, некоторые напоминания о досталинской Тверской - это доходный дом Бахрушина, Елисеевский гастроном, бывшая гостиница "Центральная", от которой жив лишь фасад, гостиница "Дрезден", не разрушенная, но скрытая внутри корпуса дома № 6. В этот список памятников досталинской - или иначе говоря, "догорьковской" - Тверской входит и не видимый теперь с улицы дом № 6, строение 6, бывшее Саввинское подворье.

Тверская улица до революции (1908 г.). Здание Саввинского подворья возвышается справа

Когда-то дом выходил на красную линию Тверской, а теперь скрыт в тесном дворе за ширмой дома № 6.
Впрочем, большая удача, что этот дом до нас вообще уцелел. В своё время, в 1938 г., он был передвинут на своё нынешнее местоположение.

Саввинское подворье до и после передвижки (1938 г.)

Объём здания, масса и "крайне ажурная конструкция" сделали Саввинское подворье идеальным кандидатом для демонстрации советских умений в области передвижки домов без отселения жителей.
Сама операция началась ночью 4 марта 1938 г. До этого стены здания были срезаны на уровне пола подвала. По линии среза они были усилены заведенными и забетонированными в кладку парными рандбалками. Рандбалки подхватывались поперечными двутаврами, передающих нагрузку от стен а ходовые балки. Ходовые балки располагались попарно над 34 путями.
9 comments|post comment

Очередная экскурсия. [24 Apr 2012|07:31am]
ГБОУ ДЮЦ "ПРЕСНЯ"
приглашает на очередную экскурсию из серии "Москва. Центр"
ср, 25 апреля, 19.00
ПЕРЕУЛКАМИ ТВЕРСКОЙ
Место встречи: у выхода со ст. м. "Чеховская", Страстной бульв., 6

Карта>>

История Тверской улицы - с XV века до наших дней. Сохранившиеся храмы, взорванные памятники и советские перестройки. Как в Советском союзе двигали целые дома, как вырубали скульптуры на стенах готовых зданий и зачем так любили украшать многоэтажки башенками.
Приглашаются все желающие без возрастных ограничений. Участие - бесплатное.
post comment

navigation
[ viewing | 20 entries back ]
[ go | earlier/later ]