Nicola (architip) wrote,
Nicola
architip

Category:

"Дом Ростовых" на Поварской.

Мне кажется, что усадьба Соллогубов (Боде-Колычевых) на Поварской - лучший пример виллы Палладио в черте Москвы. Ведь у этого итальянского гения времён Ренессанса виллы были не просто парадными дворцами местных землевладельцев, но и важными хозяйственными сооружениями, включавшими в себя многочисленные помещения служб и места для складов урожая: на второй этаж главного дома обычно ссыпалось на хранение зерно.

Усадьба на Поварской выходит на улицу тоже многочисленными хозяйственными постройками, которые как бы "обнимают" главный дом с шестиколонным портиком и образуют широкий внутренний двор, курдонёр.
Слева и справа на главном доме - ещё два портика, подчеркивающие симметричную композицию фасада.

Четыре колонны разнесены в стороны и раскрывают трехчастную композицию с арочной нишей. Для пущего сходства с "Палладием" хочется думать, что это бывшее серлианское окно, но старые фотографии показывают, что это изначально была ниша. При этом можно увидеть, что восточная сторона гланого здания неоднократно переделывалась. В XIX в. всё пространство между колоннами было сплошь застеклено и напоминало, скорее, веранду или зимний сад. Наверное, это изменеияе было связано с пристройкой домового храма как раз с той стороны дома.



В советское время первоначальный вид, симметричный западному портику, вернули, при этом расширив цокольные окна до входных дверей. Видимо тогда, там появилась табличка про союз писателей. Позже там появилась ещё одна памятная доска, которая информирует о том, что эта усадьба была описана Львом Толстым как дом Ростовых в романе "Война и мир". Известно, что автр бывал у хозяев дома и вполне возможно, мог впоследствии "поселить" сюда Ростовых.
Дом Соллогубов в качестве усадьбы Ростовых был канонизирован иллюстрациями к роману, а потом увековечен соответствующей памятной табличкой.

Д. Шмаринов. Иллюстрация к роману "Война и мир". 1953

Однако внимательный текстологический анализ даёт понять, что Ростовы всё-таки обитали в романе не тут. В одной из первых редакций "Войны и мира" Пьер Безухов проезжает по Поварской к себе домой и видит в доме Ростовых выдвинутые экипажи. (Толстой Л.Н. Первая завершенная редакция романа "Война и мир". Литературное наследство. М., 1983. Т. 94. С. 701) Николай Ростов, возвращаясь после Аустерлица, видит "огонь" в доме, причем в кабинете отца, следовательно, главный дом должен был располагаться по красной линии улицы.Дальше - диалог:
«К какому дому?» - спросил ямщик. «Да вон на конце, к большому, как ты не видишь!»
Раньше иллюзию конца создавали дома № 13 и 15. Дом № 13 стоял здесь и раньше, просто потом был увеличен в габаритах, а дом № 15 – это церковь Ржевской Божьей матери. А как известно, у дома Ростовых была церковь. Там прятался Пьер Безухов, когда Ростовы уже уехали.

Церковь Ржевской Богоматери на Поварской

Теперь же, ни настоящего "дома Ростовых", ни храма Ржевской Богоматери не сохранилось. Участок, на котором они располагались, занимает комплекс зданий Верховного суда. Но поскольку Поварская в романе сыграла важную роль и упоминалась неоднократно, память об этом стоит сохранять, пусть даже и виде "неправильной" мемориальной доски. Речь ведь всё равно идёт о художественном вымысле.

Подробный анализ с доказательствами есть тут:
Баранова С. «Наташа Ростова! Вы сюда не ходили?..» // Дом Остроухова в Трубниках. М., 1995. Вып. 1
Tags: 1812, classicism, moscow, povarskaya, tolstoy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments