Nicola (architip) wrote,
Nicola
architip

Category:

Центральный дом Аэрофлота. Проект Д.Н. Чечулина.

1934, арх. Д.Н. Чечулин

В 1934 г. весь Советский Союз следил за драматической судьбой экипажа ледокола «Челюскин», дрейфовавшего на льдине после гибели судна в Чукотском море. Летом того же года Москва торжественно встречала челюскинцев и спасших их лётчиков, которые первыми были удостоены звания Героев Советского Союза.
Новые традиции социалистической жизни требовали увековечивания этого подвига в монументальных формах. Один из вариантов предложил архитектор Дмитрий Чечулин, проектировавший тогда Дом Аэрофлота. Здание Аэрофлота планировалось как памятник героической советской авиации. Отсюда – традиционное для ар деко сочетание современности и декоративности: «аэродинамическая» форма высотного корпуса и скульптурные фигуры героев-летчиков: А. Ляпидевского, С. Леваневского, В. Молокова, Н. Каманина, И. Слепнева, И. Водопьянова, И. Доронина – увенчивавших семь ажурных арок, повернутых перепендикулярно главному фасаду и составлявших своеобразный портал.

Дом Аэрофлота предполагалось построить на площади Белорусского вокзала, там, где ул. Горького (Тверская) превращается в Ленинградский проспект. Площадь, завершающая парадную улицу трактовалась по тематике как пункт связи столицы СССР с заграницей. Соответственно, она должна была получить богатое архитектурное оформление. Растянутый по горизонтали, Белорусский вокзал такой доминантой стать не мог, поэтому потребовалось такое сооружение, которое подчиняло бы себе все окружающие площадь здания.

От площади берет своё начало Ленинградский проспект, который ещё называли проспектом Авиации (в честь Аэропорта на Ходынском поле, военно-воздушной академии Жуковского). Это продиктовало тематику здания: на площади предполагалось возвести Центральный дом Аэрофлота. В этом здании должны были разместиться все учреждения Аэрофлота, а также их обслуживающие и культурные части.
Интересно отметить, что художественное оформление здания должен был выполнить знаменитый советский скульптор И.Д. Шадр. В случае реализации проекта он мог стать автором завершающей фигуры, несущей гигантские крылья.

Однако ещё в 1930-е гг. чечулинский проект подвергся критике, и от него отказались. Вместо него после войны решили установить неосуществленный на Манежной площади памятник А.М. Горькому, задуманный И.Д. Шадром, но выполненный после смерти скульптора уже В.И. Мухиной со значительными переделками.
Дмитрий Чечулин решил вернуться к проекту здания Аэрофлота при строительстве Дома Советов РСФСР на Краснопресненской набережной, в онснову которого лёг изрядно монументализированный центральный центральный объём из проекта 1930-х гг.


Также про Дом Аэрофлота можно почитать тут:
lobgott: Центральный дом Аэрофлота (проект 1934 года)
Чечулин Д. Центральный дом Аэрофлота // Архитектура СССР. 1935. № 1
Tags: 1930s, art_deco, chechulin, moscow, sovarch
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment