Nicola (architip) wrote,
Nicola
architip

Categories:

Москва. Дом работников СНК РСФР

Садовое кольцо, Новинский бульвар, 25, корпус «А»
1934 архит. С. П. Леонтович


Один из "гвоздей программы" в рамках экскурсии "Совтеская архитектура 1930-х гг." - жилой дом работников СНК РСФСР на Новинском бульваре.
Сейчас он лищён оригинальной окраски и почти не заметен с Садового кольца, однако частые посетители Дома Наркомфина или американского посольства должны хорошо знать это здание.

изображения сохранияются в большем разрешении

Этот дом в 1935 г., сразу после его постройки, несмотря на ряд крупных переделок во время строительства, выделяли как «один из положительных примеров решения внешней архитектуры жилого дома».
Во-первых, импонировало отсутствие «графичности» архитектурной композиции, т.е. здание несравненно выразительнее при восприятии в трехмерном реальном пространстве нежели в графическом изображении или в печати.
Во-вторых, отсутствие схематизма и в решении объемной композиции, и в обработке поверхности. При этом достигался развернутый характер композиции: 1) три П-образно расположенных объёма; 2) членение по вертикали на 3 художественно-конструктивных звена: несущее (1 и 2 эт.), несомое (2-5 эт.) и венчающее (развитой карниз); 3) применение двух фронтонов для усиления венчающего звена. Взаимоотношение этих трёх частей строго логично и дает четкую легко читаемую структуру семи рядам окон. При том, что сами окна архитектурно никак не оформлялись, за исключением последнего этажа.
Ещё один плюс – тщательно выполненные строительные работы: например, искусственные русты первых двух этажей, выполненные в виде лепнины из цемента и каменно-угольной крошки, дают иллюзию намеренно грубо обработанного, для выражения большей монументальности, камня.
Неслучайно здание даже было помещено на обложку журнала "Строительство Москвы" в № 1 за 1935 г.

Однако неудачным считалось расположение: дом стоит перпендикулярно улице, больше 50 % жилых комнат оказались сориентированными на север, что считается неудачей с санитарно-гигиенической точки зрения. Расположение дома объясняется тем, что он проектировался как гораздо меньший – односекционный и четырехэтажный. А стал 3-хсекционным и 7-этажным.


Этот дом ярко свидетельствует о возвращении классической традиции в архитектурную практику. Классические элементы – руст, карнизы и, конечно, фронтоны. Вообще в архитектуре 1930-х гг. вслед за А.Д. Бархиным (a_barhin) можно выделить два главных направления: ассоциативная и безассоциативная архитектура. Ассоциативная архитектура – это та, которая использует и творчески перерабатывает прототипы из предыдущих эпох.
И это здание как раз таки имеет собственные прототипы. По композиции оно напоминает более монументальный дом Фокиных в Померанцевом переулке, построенный архитектором Челищевым в стилистике неоклассицизма начала ХХ в. (1914 г.).

Там тоже использован П-образный объём, богатый руст и, главное, - поставленные одна на другую лоджии, оформляющие выступ. Впрочем, такой приём с лоджиями применялся ещё раньше – в 1910 г. при строительстве доходного дома Маркова с Петербурге Владимиром Щуко.

Щуко же впоследствии стал крупнейшим советским архитектором, автором библиотеки им. Ленина. Вот так замыкается круг.

Ещё о здании:
Аранович Д. Архитектура жилого дома // Строительство Москвы. 1935. № 1. С. 11-12
Tags: 1930s, leontovich, moscow, novinsky, sadovoe
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments