Nicola (architip) wrote,
Nicola
architip

Categories:

Москва. Передвижка домов. Саввинское подворье.

Как известно, московская Тверская улица радикально изменила свой облик во второй половине 1930-х гг. Вернее, ей его изменили. Типично московскую уютную улицу с разновременной застройкой советские архитекторы превратили в широкую автомагистраль с посредственными многоэтажными домами. По чётной стороне улицы остались, однако, некоторые напоминания о досталинской Тверской - это доходный дом Бахрушина, Елисеевский гастроном, бывшая гостиница "Центральная", от которой жив лишь фасад, гостиница "Дрезден", не разрушенная, но скрытая внутри корпуса дома № 6. В этот список памятников досталинской - или иначе говоря, "догорьковской" - Тверской входит и не видимый теперь с улицы дом № 6, строение 6, бывшее Саввинское подворье.

Тверская улица до революции (1908 г.). Здание Саввинского подворья возвышается справа

Когда-то дом выходил на красную линию Тверской, а теперь скрыт в тесном дворе за ширмой дома № 6.
Впрочем, большая удача, что этот дом до нас вообще уцелел. В своё время, в 1938 г., он был передвинут на своё нынешнее местоположение.

Саввинское подворье до и после передвижки (1938 г.)

Объём здания, масса и "крайне ажурная конструкция" сделали Саввинское подворье идеальным кандидатом для демонстрации советских умений в области передвижки домов без отселения жителей.
Сама операция началась ночью 4 марта 1938 г. До этого стены здания были срезаны на уровне пола подвала. По линии среза они были усилены заведенными и забетонированными в кладку парными рандбалками. Рандбалки подхватывались поперечными двутаврами, передающих нагрузку от стен а ходовые балки. Ходовые балки располагались попарно над 34 путями.

Между ходовыми балками и рельсами укладывались стальные катки диаметром 140 мм. Их было уложено 2000 штук. Движущую силу дом получал от двух электролебёдок грузоподъемностью по 15 тонн каждая. Через систему полиспастов, заряженных тросами, прикремленных с одной стороны по всему фронту к зданию, а с другой - за концы рельсового пути, параллельно дну котлована, дом получал поступательное движение. Скорость передвижки составляла 8 м/час при работе двух лебёдок и 4 м/час при работе одной.

Переброска катков, выходящих из-под ходовых балок к переднему фасаду здания, производилась при помощи специальных тележек, пропускаемых под зданием.
На новом месте расположения Саввинского подворья специальных фундаментов решено было не делать. Это стало возможным по нескольким причинам: дом передвигался вместе со своим подвалом; грунт на новом месте представлял из себя материк, к тому же, по этому грунту делалась подготовка из кирпичного щебня слоем толщиной 25-30 см, которая потом зацементировалась.

Четырехэтажное многотонное жилое здание было за одну ночь передвинуто вглубь квартала на 50 метров. Все инженерные коммуникации работали, т.к. были присоединены к дому с помощью гибких временных связей. Здание Саввинского подворья передвигалось очень медленно и плавно, и, говорят, многие жильцы узнали об этом путешествии лишь утром.

Подробнее про всю эту затею писали советские журналы:
Гендель Э. Передвижка и надстройка зданий // Архитектура СССР. 1938. № 5
Козловский А. Организация строительных работ по ул. Горького // Архитектура СССР. 1938. № 4
Tags: hauling, moscow, tverskaya
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments