Nicola (architip) wrote,
Nicola
architip

Categories:

Москва. Дом С.А. Щербатова на Новинском.


Дом С.А. Щербатова на Новинском бульваре - одно из самых величественных зданий русского неоклассицизма ХХ века. По масштабу замысла и качеству воплощения оно может сравниться с такими замечательными постройками, как дворец Половцева И.А. Фомина в Петрограде и особняком Тарасова в Москве И.В. Жолтовского. Дом Щербатова принёс архитектору Александру Таманяну золотую медаль на конкурсе Городской управы на лучшее здание Москвы в 1914 г. За эту постройку и за заслуги в области искусства А.И. Таманян был избран академиком архитектуры по представлению академиков А. Щусева, О. Бернштама и Л. Бенуа.

"Главный фасад, - писал о доме художник Михаил Нестеров, - был обращён к Новинскому бульвару, задний - к берегам Москвы-реки, с перспективой на далёкие Воробьёвы горы. Стиль дома - модный тогда ампир... Тут был и дворик со львами, и античные статуи, и трельяж с вьющимся диким виноградом, и княжеский герб над аркой во внутренний дворик".

Хозяин дома князь Щербатов намеревался возвести дворец для размещения музея личных коллекций. С другой стороны, как писалось в советской литературе, "нищавшая знать стремилась найти практическое приложение для своих быстро оскудевших наследственных капиталов". Поэтому особняк решено было совместить с доходным домом. Это продиктовало композицию здания, состоящую из трёх частей, - центральной пятиэтажной и двух боковых трёхэтажных.

На верхнем этаже располагались покои владельца, включавшие 39 комнат и две террасы. Сдаваемые внаём квартиры (всего их было 28 по 8 комнат каждая) были расположены в четырёх нижних этажах; над ними находились приёмные комнаты. Для пластического обогащения фасада Таманян использовал ионический ордер внизу и коринфский наверху. Небольшие окна низа контрастируют с крупными окнами и остеклёнными террасами верха. Стена третьего и четвёртого этажей как раз объединяет контрастные элементы здания в единое целое.

В планировке здания Таманян был стеснён размерами участка, которые не позволяли ему развернуть широкий открытый двор, выходящий на бульвар. И всё же даже в трудных условиях заданного участвка архитектору удалось разместить объёмы так, чтобы создать два двора.

Всю отделку фасадов выполнил Е. Лансере, и скульптора также отметила городская дума, заказав ему каменный барельеф с Георгием Победоносцем.




Tags: moscow, neoclassicism, novinsky, sadovoe, tamanyan
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments